Открыть себя для танца. 8 Ноября 2015

Открыть себя для танца.

Может ли что-то объединить людей с разным социальным положением, образованием, профессией, особенностями здоровья так крепко, как это делает творчество? Пожалуй, ничего. Но чтобы убедиться в этом, нужно набраться смелости и зайти на это поле творчества. 

Что и сделали участники танцевально-двигательного инклюзивного семинара, который прошел в октябре в городе Череповец Вологодской области. Педагоги-дефектологи, профессиональные хореографы и люди с особенностями развития в течение трех дней участвовали в тренинге, который позволил им в итоге сказать: «Я вижу танец, и вижу его по-новому!». 

Ведущими семинара выступили московские специалисты Павел Алехин, профессиональный танцор-импровизатор, руководитель проекта «Танцуя вместе», и театра танца «Быть собой» и Сергей Фурсов, педагог-хореограф, руководитель студии «Танцующий дом», режиссер театра «Открытое искусство», дефектолог, кандидат наук. В прошлом году эти специалисты вместе с коллегами участвовали в семинаре, который также проходил в Череповце и был посвящен театрально-танцевальному творчеству людей с инвалидностью. На этот раз Вологодская областная организация ВОИ обратилось к ним с более конкретной задачей – провести мероприятие, посвященное исключительно инклюзивным танцам. В своих стенах участников семинара приняли Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ «Преодоление» и Череповетский психоневрологический интернат. О том, что представлял собой семинар, удалось узнать, беседуя с его ведущими. 

 - Расскажите, с кем вы работали на прошедшем семинаре в Череповце и кому вообще подобные семинары могут быть интересны? 

 С.Ф.: Часть коллективов и педагогов мы знали по прошлому тренингу, но было и много новых людей. Всего в семинаре приняли участие более 26 педагогов из разных городов Вологодской области, и примерно столько же людей с особенностями развития. Сразу замечу, что это оптимальное число людей, с большим составом работать уже труднее и не так эффективно. Программа тренинга включала две части: работу непосредственно с педагогами, а также работу в инклюзивном составе: педагоги и люди с особенностями развития. Последних мы приглашали целенаправленно: зная, что не все специалисты, приехавшие из других городов, могут взять с собой своих особенных воспитанников, мы подбирали для них партнеров из череповецких ребят. На семинаре были танцоры, которые никогда не занимались с особыми людьми, а были педагоги-дефектологи, которые никогда не танцевали. Интересно, но часто профессиональные хореографы без знания дефектологии очень тонко и грамотно работают с особыми людьми, раскрывают их неожиданные возможности, находят нестандартные подходы. 

- Ставили ли вы какие-то ограничения для танцоров с особенностями: по возрасту, диагнозу? 

П.А.: Мы можем работать с любыми категориями инвалидов, однако на этом семинаре нас попросили сделать уклон на работе с людьми, имеющими интеллектуальные особенности развития. Хотя на площадке было и много ребят с нарушениями двигательной функции, на колясках. В процессе приходилось немного корректировать программу, давать некоторый материал специально для танцоров на колясках. Что касается возраста, то мы не брали совсем маленьких детей – просто потому, что у них нет достаточного опыта социализации, им было бы непросто сразу войти в семинар и работать на нужном уровне. 

- Семинар – это особая форма работы. Из-за ограничения времени все происходит быстро, динамично. Эффективна ли эта форма и что она дает участникам? 

С.Ф.: Мне кажется, основные задачи любого семинара – вдохновить людей на работу, показать им новые возможности и подходы, сориентировать в основных тенденциях сферы, заставить раскрыть дремлющий потенциал. Если люди пришли за этим, семинар будет эффективным. Хотя у этой формы есть и ограничения. Например, танцоры из села Кичменгский Городок не смогли присутствовать в первый день и не проходили коммуникационный тренинг. И у них явно возник барьер с пониманием пространства, языка педагогов, заданий: мы целый день пытались их расшевелить, было видно, что люди напряжены. В итоге все получилось, но важно, чтобы участники работали от и до, ведь семинар – это маленькая жизнь, ее нужно прожить активно, энергично, нельзя из нее «выпадать». 

- Получается, на семинар нужно приходить с определенным намерением и настроением. Каким именно? Что важно сделать на этапе подготовки, чтобы работа была эффективной? 

П.А.: Педагогам желательно изначально давать организаторам и ведущим обратную связь, конкретный запрос. В основном люди хотят «что-то новое посмотреть», «как-то развиться». Но особенности работы у каждого педагога свои, важно их проанализировать и понять, что нужно именно ему, чему он хочет обучиться, в чем вырасти как профессионал. А на самом тренинге нужно сделать одну вещь: отключиться от окружающего мира. Забыть свой опыт, в том числе культурный. 

- Но это невероятно сложно! 

П.А.: Да, это самое сложное, но для того и проводился семинар. Он был посвящен нестандартным подходам к танцу, новым техникам, и было видно, как с каждым часом работы у педагогов словно лопается скорлупа шаблонов и стереотипов, появляется новый взгляд на танец. Ведь мы живем в шаблонах, и педагоги в том числе. Наблюдая с детства одни и те же концертные номера - кадриль, вальс, танец с зонтиком, - они не знают, что можно делать как-то по-другому. Нашей задачей было «взорвать человеку мозг», показать, что можно танцевать на полу, прыгать над полом, приводить свое тело в такое положение, в котором оно никогда не находилось, строить оригинальные композиции номеров, работать с необычными предметами, выбирать нестандартные темы. 

С.Ф.: Для того, чтобы такая серьезная работа случилась, на тренинге была создана атмосфера доверия, дружественного отношения, понимания. Для участников важно было прийти в рабочем настроении, расслабиться и работать. 

- Расскажите, что представлял собой семинар? 

С.Ф.: Он начался с традиционного «круга» - знакомства участников между собой. Основная часть – это танцевально-двигательный тренинг, который состоял, как отметил Сергей, из двух частей: работы с педагогами и с парами педагог-танцор с особенностями развития. Тренингу предшествовало обсуждение нескольких тем, в том числе как обучать танцам людей с интеллектуальными нарушениями, как использовать нестандартные методы и формы выразительности в танцевальной постановке. Мы показывали участникам различные видеоматериалы, вместе анализировали их, вычленяя конкретные техники и приемы работы. А затем отрабатывали эти приемы на площадке. Мы говорили об интересной музыке, использовании голоса в постановке, особое внимание уделили работе с ритмом, а также использованию в танце различных предметов на примере гимнастических палочек и обручей.

П.А.: Отдельной частью программы были импровизационные принципы и техники: работа с такими понятиями, как пространство, форма тела, скорость и ритм движения, с различными «телесными метафорами». Основная проблема многих коллективов заключается в том, что они танцуют на среднем уровне со средней скоростью под заданный музыкой ритм. А ведь можно в танце ставить паузы, двигаться медленнее или быстрее основного ритма, тянуться вперед-назад, к потолку, танцевать на полу, в узком или широком пространстве. 

- Какие еще формы работы, кроме непосредственно тренинга, практиковались на семинаре? 

С.Ф.: В конце каждого дня мы в течение часа занимались постановкой танцевальных номеров, которые представили на итоговом концерте. Отдельное время выделили на супервизии творческих номеров, которые участники представили на видео, причем каждый мог высказаться и задать вопросы. Большое значение имело неформальное обсуждение возникающих вопросов, и работа по запросу – так, мы индивидуально поработали с парами, которые нужно было подготовить на инклюзивный творческий конкурс. Еще участники попросили провести импровизационную дискотеку, которая прошла в форме «вертушки» – каждый танцор мог потанцевать с каждым. 

- Удалось ли достичь результатов, которые вы планировали? Кто из участников стал для вас открытием семинара? 

П.А.: Да, мы очень довольны прошедшим семинаром. В первую очередь потому, что участникам действительно удалось выйти за привычные рамки восприятия танца и понять, что это не так сложно: есть конкретные технологии, им можно учиться, в том числе через интернет. Важно, что на семинар приехали мотивированные люди, не было сторонних наблюдателей. Мы задали равные позиции в обсуждении вопросов, так что получился полноценный диалог между специалистами. Открытием семинара для меня стали замечательные танцоры на колясках из Кичменгского Городка – Люба, Лена, Маша и Александр. Они очень сильно вдохновили меня и помогли понять нечто новое - и о танце, и о себе самом. 

С.Ф.: Самое главное – мы пробудили в людях интерес. Нам удалось привлечь в сферу инклюзивного танца, которую мы развиваем, замечательных специалистов, а тем, кто уже занимался этим направлением, придать уверенности, показать возможности для развития. Для меня открытием семинара стала Анна Иванова, профессиональная танцовщица, хореограф, которая никогда не работала с особенными людьми. Она сказала: «Я не знаю, для чего пришла, но мне хочется здесь быть и работать». Уверен, что она начнет работу в новом для себя направлении, запустит интересные проекты, и у нее все получится. Также было приятно наблюдать качественный скачок в развитии многих коллективов, которые посещали наш семинар в прошлом году. Отдельная благодарность объединениям «Ступени» и «Надежда»: за прошедший год их уровень профессионализма заметно повысился, надеюсь, и мы помогли им в этом. 

- Одна из задач, которую помогают решать подобные семинары в регионах, - это создание профессионального сообщества специалистов в сфере инклюзивного танца. Скажите, есть ли такое сообщество в Вологодской области и конкретно в Череповце? 

 С.Ф.: Ситуация в Череповце, как и в большинстве городов, похожая: коллективы знают друг о друге, но не взаимодействуют. Нашей целью было наладить это взаимодействие, показать педагогам, что полезно учиться у коллег, приходить друг к другу на занятия, проводить совместные мероприятия. Не стоит бояться, что кто-то «украдет» у тебя технологии – опыт не украдешь. Такое общение только обогатит все стороны, а в регионе запустит волну интересных мероприятий, проектов и программ. Которые, в итоге, нужны только для того, чтобы люди с инвалидностью и их семьи жили полной, насыщенной жизнью. 

- Каким запомнился этот семинар каждому из вас? 

П.А.: Мне семинар запомнился новыми интересными решениями (например, мы впервые сделали номер с участием только педагогов, причем, это была полная импровизация, танцоры выступали под незнакомую им прежде музыку), готовностью всех участников выкладываться и идти на «незнакомую территорию» импровизации. Надеюсь, этот опыт позволит педагогам и хореографам работать более свободно, качественно и расширить арсенал используемых техник и упражнений, а танцорам с инвалидностью – лучше чувствовать свое тело, его возможности. 

С.Ф.: Этот семинар был самым доброжелательным и продуктивным из тех, в которых мне довелось участвовать. Удалось создать замечательную атмосферу: открытую, творческую, рабочую. Люди впитывали информацию, честно выполняли задания. И было видно, что педагоги реально используют полученный опыт: в номера, созданные в конце каждого дня, они сознательно или бессознательно вкладывали новые элементы, полученные на семинаре, так что постановка получалась более сложной и интересной. И вообще, меня очень радует, что многие коллективы растут, ставят номера, которые в нашей стране никогда раньше не делали. 

 - Семинар состоялся. Как вы планируете продолжать работу в этом направлении? 

С.Ф.: На сегодня в России активно развивается инклюзивное танцевальное движение: проходят фестивали и конкурсы, во многих городах работают замечательные коллективы, формируется сообщество профессионалов и экспертов в этой сфере творчества. Мы всячески приобщаем наших новых партнеров, участников семинара, ко всем событиям и мероприятиям в области инклюзивного танца. 

П.А.: Семинар прошел, но продолжается наше общение с участниками по интернету, мы отвечаем на вопросы, просматриваем видеозаписи номеров. Как мне кажется, продолжением семинара может стать работа с конкретными коллективами по их запросу, причем такая работа может быть очень эффективной. Мы готовы выезжать в регионы, в коллективы, помогать в постановке номеров, в организации занятий, искать подходы к конкретным танцорам. 

Беседовала Мария Сычугова.
_____________________________________________________________________

Несколько отзывов участников о прошедшем семинаре: 

«Семинар-практикум был очень полезен для нас, т.к. 1. актуальность: мы ежедневно работаем с людьми, имеющими ОВЗ, нам нужны новые знания; 2. доступность: среди нас было много начинающих хореографов и постановщиков, но программа семинара разработана таким образом, что становится понятна всем; 3. современность: Павел и Сергей делились своим опытом, своими методическими идеями работы; 4. сотрудничество: все участники активно обменивались опытом; 5. взаимодействие: мы учились на конкретных примерах, с конеретными людьми; 6. системность: хотелось бы и дальше продолжать работу и сотрудничество, встречаться ежегодно на этом семинаре». 
Анна Кустова
музыкальный руководитель Мосейковского ПНИ. 

«Очень важная и полезная информация, которая заставляет по-новому посмотреть на свою работу, на ребят. Методики и практики, предложенные на семинаре буду использовать не только в работе с людьми с инвалидностью, но и со здоровыми детьми - и в этом универсальность данного семинара. Сама работа проходила в доверительной, дружеской атмосфере, которую "создали" Сергей и Павел. Из пожеланий - добавить динамичности в лекционной части, всё что касается практики - просто супер, хотя иногда хотелось уделить больше внимания отдельным вопросам, проработать их, но тут вопрос времени. Видно было, что преподаватели стремились поделиться как можно большим. И, СПАСИБО!» 
Мария Новосельцева, 
руководитель коллектива «Ступени», г. Череповец. 

«Позитив просто переполняет: доброта, радость, общение без границ и многочисленные знакомства как с людьми, так и с новым в мире инклюзивного танца. Советы, пожелания, идеи и, конечно же, практические занятия - все было здорово. Получила большой толчок в своей работе, появились идеи и желание творить дальше!» 
Вера Денисова, 
музыкальный руководитель ПНИ «Сосновая роща» Сокольского района. 

«За дни, проведенные на семинаре, было получено много новой и важной информации. Доброта и непринужденность в общении без границ. Внутри меня создался какой-то маленький мирок, защищенный от постоянной суеты, неприятностей и непонимания. Мирок, в котором тепло, радость, доброта и много приятных впечатлений. Зажегся в душе огонек на интересные постановки в новом направлении - инклюзивный танец. Я как будто побывала в насыщенном эмоциями и впечатлениями путешествии, из которого так не хотелось возвращаться в будние дни. Огромное спасибо организаторам, педагогам за приглашение на семинар и участникам семинара - за созданную легкую обстановку и приятное общение. Очень надеюсь, что такие семинары еще будут и в дальнейшем!» 
Любовь Губина, 
коллектив «Грация» с. Кичменгский Городок. 

«Огромное спасибо педагогам и организаторам за проведенную учебу. Помимо собственно танцевальных техник, мы получили очень важные знания о том, как чувствовать границы и возможности другого человека, как можно взаимодействовать с ним, общаться, вне зависимости от его особенностей. Эти навыки пригодятся не только в работе - по сути, они нужны каждому человеку в современного мире».
Александра Смирнова, 
объединение «Фотошкола», п. Кадуй.


«В ходе семинара мы познакомились с системой нестандартных средств выразительности в танцевальной постановке, с ее формами: музыкой, хореографией, стилями танцев. Все было закреплено на практике. Для себя открыла новое направление, которое хотела бы использовать в своей работе. Сергей и Павел, огромное вам спасибо за тот позитив, который вы подарили лично мне, за новые эмоции, ощущения и впечатления ,которые остались после семинара». 
Татьяна Малкова, 
специалист по социальной работе, Череповецкий дом-интернат №1.